Определение рабочей полосы по ветру

В данной статье объясняется как, имея информацию о погоде (МЕТАР), выбрать рабочую полосу для аэродрома, на котором отсутствует диспетчерский контроль, в условиях сети IVAO.
Обновлено: 08.01.21

Термины и определения

Навигационный ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, куда дует ветер.
Метеорологический ветер – угол между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и направлением, откуда дует ветер.
Магнитный курс ВПП – это угол, заключенный между северным направлением меридиана, принятого за начало отсчета и продольной осью ВПП.

Общая информация

Самолеты взлетают и садятся против ветра. Бывают исключительные ситуации, когда посадка или взлет производятся по ветру (действует процедура встречный старт, аварийная посадка, удобство и т.п.), но в случае отсутствия диспетчерского контроля в первую очередь важно определить полосу, с которой будут работать остальные пилоты. В противном случае это грозит вылетом лоб в лоб.

Курс ВПП можно брать округленный до десятых градусов – без учета точного МПУ и магнитного склонения, так как курс ветра в сводке о погоде также усредняется за последние 20 минут.

Известно, что в МЕТАРе указывается метеорологическое направление ветра, то есть откуда дует ветер.
Берем курс одной из полос и из большего значения вычитаем меньшее. Если результат меньше 90°, то данная полоса подходит в качестве рабочей. Если больше, то в работе противоположная ВПП.

Определение рабочей полосы

Сперва необходимо узнать информацию о ветре. Это можно сделать, посмотрев МЕТАР. После этого, зная направление ветра, можем определить рабочую полосу.

Например, МЕТАР по аэропорту Минеральные воды (URMM):
URMM 240930Z 16005MPS 9999 SCT036CB 21/14 Q1008 R04/CLRD70

В Минводах две ВПП – 12 и 30. Приближенно курсы берем 120° и 300°. Ветер по метару 080°.
160°-120°=40°
40°<90° значит в работе ВПП 12.

Штиль и неустойчивый ветер

Если бы ветер в МЕТАРе был одним из таких:

URMM 240930Z 21005MPS (строго боковой)
URMM 240930Z 090005MPS (строго боковой)
URMM 240930Z 00000MPS (штиль)
URMM 240930Z VRB01MPS (неустойчивый)

то в данном случае рабочую полосу можно определить по группе состояния ВПП из МЕТАРа.

Например:

URMM 240930Z VRB01MPS 9999 SCT036CB 21/14 Q1008 R12/CLRD70
В работе ВПП 12
URMM 240930Z 00000MPS 9999 SCT036CB 21/14 Q1008 R30/CLRD70
В работе ВПП 30

Отсутствие информации о погоде

Бывает ситуация, когда нет возможности найти МЕТАР по аэропорту в открытых источниках. В реальной жизни можно было бы посмотреть на ветроуказатель (так называемый “колдун”), но в симуляторах это реализовано далеко не всегда. Также можно узнать направление ветра в системной информации симулятора или в используемом погоднике, либо использовать информацию из ближайшего порта, по которому доступен МЕТАР.

Или, например, ветер боковой или неустойчивый, но в МЕТАРе группа состояния ВПП указана для всех полос (R88/CLRD70) или не указана вообще.

Если ситуация совсем патовая и информацию о ветре найти не удалось, можно посмотреть на воздушную обстановку в сети IVAO и обратить внимание какую полосу используют другие экипажи. При этом важно прослушивать UNICOM на частоте 122,8, следить за докладами экипажей, а также самому не забывать сообщать информацию о своих намерениях использовать ту или иную ВПП для взлета или посадки.

Сравнить с реальным трафиком

Для проверки себя и других можно использовать ресурс в сети Интернет, на котором отображается реальная воздушная обстановка:

fr24

Минус данного способа в том, что не всегда есть трафик в маленьких портах, и иногда приходится долго ждать, пока не появится хотя бы один заходящий или вылетающий самолет.

Рубрики: