Формула расчета радиуса разворота
V – истинная скорость воздушного судна (в м/с)
g – ускорение свободного падения (9,81 м/с2)
a – угол крена
R – радиус разворота (равен половине ширины круга, результат в метрах)
Как найти потребный радиус разворота?
Радиус может быть указан на схеме. Пример:
Также как часть схемы может использоваться дуга DME. Пример:
Заход с использованием дуги DME разбирается на упражнении 3.
Также, чаще всего внутри схем есть подразумеваемый радиус разворота, который необходимо выдержать для выхода на заданный курс. Подробнее об этом рассказывается в методичке по линейному упреждению разворота (ЛУР).
Как определить, выдержана ли ширина круга?
Используя ориентиры по схеме (VOR/DME, NDB)
При использовании NDB или VOR (без DME) можно узнать направление на маяк, при использовании DME – удаление.
Как правило на не-RNAV схеме отмечены пеленги и радиалы для контрольных точек. Пример (ILS Y заход на ВПП 11):
На данной схеме указано что при уходе на второй, пилоту необходимо выйти на радиал 091 от MNW, и выполнить разворот на удалении 15.1 миль. Начать разворот на прямую следует на радиале 107.
Таким образом, если при сверке направления/удаления на навигационный маяк обнаруживается отклонение, его необходимо исправить максимально оперативно.
и показания бортовой навигационной системы.
Современные самолеты оборудованы комплексными навигационными системами. Чаще всего они обеспечивают точность, достаточную для зональной навигации (RNAV). В документации на каждый тип ВС указана допустимая погрешность навигации в милях, например RNAV 1 означает погрешность в 1 милю.
Для выполнения RNAV схем в Минводах требуется поддержка RNAV 1. При потере возможности выполнения этого стандарта, необходимо информировать диспетчера и предпринять переход на обычные средства навигации.
Примечание: допустимая погрешность отклонения от выдерживания ширины разворота во время полетов +-500 метров