Выдерживание высот

Авторы: Е.Гурин, Д.Семенов, обновление 03.08.19.

Для выполнения безопасного полета необходимо выдерживать заданные высоты. Для этого используется барометрический высотомер. Его работа основана на измерении давления воздуха, которое уменьшается с ростом высоты. На высотомере есть задатчик давления, в зависимости от установки которого выбирается базовый уровень отсчета.

В авиации применяется 3 системы отсчета высоты: QNH, QFE, QNE.

QNH – это давление, приведенное к уровню моря, установив его на аэродроме, на высотомере увидим превышение над уровнем моря. Высоты по QNH над уровнем моря называются абсолютными.

QFE – это давление, измеренное от уровня аэродрома, при установке его на торце ВПП, на высотомере мы увидим 0. Высоты по QFE над уровнем аэродрома называются относительными.

QNE – стандартное давление – используется при полетах выше высоты перехода. Рассмотрение полетов по стандартному давлению не входит в рамки данной статьи.

В восточной части России, высоты задаются от уровня аэродрома (по QFE). Практически во всем остальном мире используется QNH. У обеих систем есть свои плюсы и минусы. Основным плюсом QFE является, то что при посадке на аэродром высотомер самолета покажет 0 высоты, тогда как при использовании QNH нужно постоянно держать в голове превышение аэродрома над уровнем моря. Зато несомненным плюсом QNH является то, что при неустановке давления ниже эшелона перехода, высота на высотомере изменится несильно. Кроме того, современные системы предупреждения о сближении с землей (EGPWS) и вертикальной/горизонтальной навигации (LNAV/VNAV) рассчитаны на применение QNH. QNH передается в стандартном коде фактической метеоинформации METAR.

Кроме того, разница между отечественной и мировой практикой заключается в том, что в РФ высоты задаются в метрах, а в остальном мире в футах. Высоты в метрах удобны для использования в отечественных типах ВС, тогда как в остальных требуется пересчет. Один фут равен 0,305 метра, для того чтобы перевести метры в футы, нужно величину в метрах разделить на 0,305.

Естественным образом, возникает вопрос, как на иностранном типе ВС можно выдерживать высоты, задаваемые от уровня аэродрома, как принято в РФ, особенно в случае отсутствия диспетчера, и, соответственно, информации о текущем QFE. Решение данной задачи возможно двумя способами. Выбор конкретного способа мы оставляем на ваше усмотрение. Если вы используете ВС, на котором высоты можно задавать в метрах, шаги с переводом единиц измерения можно опустить.

1. Выдерживание высот по давлению QNH с учетом превышения аэродрома. Выставляем текущее значение QNH из METAR. Если в применяемых схемах имеются высоты без скобок (), это означает что они уже определены с учетом превышения над уровнем моря. Если после численного значения высоты есть значок ‘ (апостроф), то высоты выражены в футах, и ничего переводить не надо. Если данного значка нет, значит высота в метрах, и ее нужно перевести путем деления на 0.305.
В большинстве применяемых схем имеются высоты в футах над уровнем моря. Если же приведены только относительные высоты в скобках (), или диспетчер просит выдержать высоту, которой нет на схемах, необходимо перевести относительную высоту в абсолютную, путем прибавления превышения аэродрома в метрах. Далее переводим высоту в футы путем деления на 0.305.

Пример. Диспетчер в Ростове выдал указание выдерживать высоту 300 метров. Зная из схем превышение аэродрома 86 метров, рассчитаем абсолютную высоту полета = 300 м + 86 м = 386 м над уровнем моря. Переводим в футы, 386 м
/ 0,305 фут на метр = 1266 футов над уровнем моря. Для выдерживания, округляем величину вверх до ближайшей сотни, результат: 1300 футов по давлению QNH.

2. Выдерживание высот по давлению QFE. Значение QFE можно получить из сводки ATIS или из указания диспетчера, в случае отсутствия диспетчера, QFE из за особенностей атмосферы симулятора нельзя брать из сводки METAR, его можно посчитать по формуле:

QFE=QNH-(Hаэр./Q)

Hаэр. – превышение аэродрома над уровнем моря

Q – барическая ступень

Барической ступенью называется изменение высоты на единицу давления. В условиях стандартной атмосферы 1 мм ртутного столба соответствует 11 метрам, а 1 Гектопаскаль (HPa) 9 метрам (30 футов). Важно, чтобы размерности в формуле были одинаковыми. Для перевода давления из HPa в мм рт.ст. нужно значение в HPa умножить на 0,75 и наоборот.

Далее используем высоту в метрах, указанную на схеме в скобках (), если же ваше ВС отображает высоту в футах, то данную высоту нужно разделить на 0,305.

Возьмем для примера аэродром Ростов-на-Дону:

В Ростове-на-Дону превышение аэродрома 86 метров, относительная высота полета по кругу (900) метров или 3000 футов. Примем давление QNH = 1018 HPa. Посчитаем QFE по формуле: 1018 HPa-(86м/9)=1008,44 HPa. Округляем в меньшую сторону до 1008 HPa. Выполняем полет на высоте (900) метров или 3000 футов по давлению QFE 1008 HPa.

В том случае если мы производим полет по QNH, то высота круга равна 900 + превышение аэродрома 86 метров = 986 метров или 3240 футов над уровнем моря (по давлению QNH). Округляем высоту вверх, получаем 3300 футов. Выполняем полет на указанной высоте по QNH.