Планирование полета и необходимые ресурсы

Автор: Д.Семенов. Редакция 03.10.16.

Любой полет должен начинаться еще до запуска двигателей и до начала руления – с этапа планирования и сбора необходимой информации. Планирование полета включает в себя прокладку маршрута, подачу плана полета, установку необходимых сценариев, подготовку схем аэропортов. Начнем с выбора правил полета и прокладки маршрута.
Все полеты как в сети, так и в реале производятся либо по правилам полетов по приборам (ППП, IFR), либо по правилам визуальных полетов (ПВП, VFR).
При полетах по ППП, ориентировка ведется по приборам ВС, нет ограничений по скорости и высоте полетов, метеоусловиям в процессе полета.
При полетах по ПВП, ориентировка ведется по наземным ориентирам, скорость ниже эшелона 100 (3050 метров) должна быть не более 450 км/ч (240 узлов), полеты выше эшелона 290 запрещены, полеты производятся при видимости земной поверхности (вне облаков) и при видимости не менее 2000 метров днем и 4000 метров ночью. Расхождение с другими ВС при полетах по ПВП производится визуально, самостоятельно экипажем ВС.
Подавляющее большинство полетов в сети производится по ППП, за исключением полетов легкомоторных ВС и вертолетов. Такие полеты, как правило, выполняются на высотах до эшелона 100 (3050 метров).

Воздушные суда как правило не летают по прямой от аэропорта вылета до аэропорта прибытия. Маршруты полета прокладываются по воздушным трассам, при полетах ниже эшелона перехода (1200-1500 метров) – по геоточкам с координатами.
Воздушная трасса – воздушное пространство, в виде коридора, ограниченное по высоте и ширине. (ФАП 138)
Для воздушные трасс установлены кодированные названия – одна или две буквы и до трех цифр, например: G11, R833, UL850. Трассы могут быть как двухсторонними, так и односторонними.
*картинка с обозначением трассы*
Воздушные трассы могут проходить через навигационные точки (пятибуквенные названия), приводы (ОПРС, NDB) – от одной до трех букв в названии, частота из трех или четырех цифр, VOR или DME маяки – три буквы в названии, частота в формате 1хх.хх.
*картинка с разными навсредствами*
Любой маршрут по трассам должен быть связным, переходить от одной трассы к другой можно только на общей точке (принадлежащей обеим трассам). Спрямления между точками вне трасс не допускаются.
*картинка с переходом с одной трассы на другую*
Информацию о трассах и навигационных точках можно просмотреть в виде карт на сайте skyvector.com (по всему миру), а также в составе аэронавигационного сборника Российской Федерации, раздел II.6 “Маршрутные карты” (на русском языке, по РФ), лист Ростова.

Помимо воздушных трасс, для каждого аэродрома устанавливаются стандартные схемы вылета (SID-standard instrument departure) и прибытия (STAR-standard terminal arrival route). Эти схемы – по сути дела описание стандартизованных действий, выполняемых пилотом при вылете или прибытии на аэродром, и применяются они для сокращения радиообмена, чтобы диспетчер не зачитывал все инструкции пилоту, а просто довёл название схемы, а пилот, глядя на ее рисунок, ее выполнил. Схемы для гражданских аэропортов как правило называются по названию точки/навигационного средства, где начинается или заканчивается схема, порядкового номера или номера ВПП, и, опционально, буквенного кода (одной буквы). Например: DONID22B(Bravo). SM3D (Delta), AO14K (Kilo).
Схемы можно просмотреть на web-сайте соответствующего дивизиона или ЗЦ, например, по ЗЦ Ростова на сайте , либо по России в аэронавигационном сборнике Российской Федерации, раздел III.2 “Аэродромы”.
Маршрут полета должен начинаться на последней точке схемы вылета (с аэродрома вылета), и заканчиваться на первой точке схемы прибытия (на аэродром назначения). Схемы вылета и прибытия всегда должны быть под рукой, или на бумажном, или на электронном носителе! Если вы не можете выполнить определенную схему, лучше уведомить об этом диспетчера и запросить векторение, однако не рекомендуем этим злоупотреблять.

Навигация по трассам и маршрутам выполняется самостоятельно посредством использования наземных радионавигационных средств и/или бортовой навигационной системы.

Приведем пример составления маршрута из Сочи (URSS) в Ростов (URRR) по ППП. Для этого нам потребуются схемы ЦАИ ГА Сочи и Ростова, а также лист РНК Ростова из сборника.

Предположим что у нас в Сочи ВПП 24 на вылет. Смотрим схемы с ВПП 24, в направлении Ростова (на северо-запад) у нас есть выход на точку LA. Если наше ВС оборудовано FMC, мы можем использовать RNAV-схемы выхода LA2A или LA2B, в противном случае используем схемы LA5B или LA5C. С ВПП 20 у нас также есть выходы на эту точку, поэтому при смене ВПП, наш маршрут не поменяется.

*лист В-2, В-4 схем Сочи*

Итак, мы определились с первой точкой нашего маршрута – LA. Обратим внимание на лист РНК, а точнее на его нижнюю левую (юго-западную) часть. Мы можем видеть наши аэропорты вылета и прибытия, а также точку вылета.

*обрез РНК с поднятыми Сочи, LA и Ростовом*

Находим на карте кратчайший (наиболее прямой) маршрут от LA до Ростова. Это будет трасса R114 до ОПРС NZ, далее трасса W79 до Ростова.

*пред. иллюстрация с поднятым маршрутом до Ростова*

Проверяем, есть ли у нас с этой трассы схема прибытия в Ростов. Пусть у нас в работе в Ростове ВПП 04. Смотрим схемы, идущие в Ростов с юга.

*лист Б-5 схем Ростова*

Действительно, у нас есть прибытие DO04B с точки DONID, через которую проходит трасса W79. На ВПП 22 через эту точку также есть прибытие, поэтому при изменении рабочей ВПП, маршрут не поменяется.

Таким образом, наш маршрут записывается следующим образом:
LA R114 NZ W79 DONID
Или, в переводе на разговорный язык, выходим на LA, летим по трассе R114 до NZ, затем по W79 до DONID.
Если бы схемы прибытия с трассы W79 не было, мы бы вернулись на этап выбора кратчайшего маршрута, и проанализировали бы следующий менее короткий маршрут, например, после NZ по трассе B145 до UH, затем по трассе W74 до GILIB, либо – после NZ по трассе B145 до ER.

*обрез РНК с поднятыми разными цветами маршрутами*

Все эти маршруты – правильные, так как они проложены по трассам, начинаются и заканчиваются точками из схем. Предлагаем читателю попытаться закодировать эти маршруты самостоятельно.

Иногда, точки вылета, прибытия отличаются в зависимости от рабочей ВПП. Так, для Ростова при вылете на север, с ВПП 04 доступен выход только на KL, а с ВПП 22 – только на точку DERIB. В таком случае, необходимо корректировать план полета в зависимости от рабочей ВПП.

Помимо ручной прокладки маршрута, как указано в примере, зачастую пользуются автоматической прокладкой маршрута или берут маршрут из реальных планов полета. Возможности по автоматической прокладке предоставляет утилита PFPX, реальные планы полета могут выдаваться виртуальными авиакомпаниями. Кроме того, можно проложить маршрут онлайн, без регистрации и смс на сайтах:
По РФ – https://infogate.matfmc.ru/htme/routes.htme?0
По миру – http://vau.aero/route/