Правила и структура сети VATSIM

Автор: Д.Семенов
Редакция: 25.08.2016

Правила сети VATSIM определяются такими документами как Code of Conduct (Кодекс Поведения VATSIM) и User Agreement (Пользовательское Соглашение). Каждый участник сети при вступлении обязан с ними ознакомиться. Тем не менее, зная нелюбовь большинства наших сограждан к чтению длинных документов, в особенности на английском языке, мы приводим краткую выжимку указанных документов в части, касающейся пилотов. Информация приводится для справки и не претендует на официальный статус.

1. Все участники сети должны проявлять вежливое и уважительное отношение друг к другу, причем не только непосредственно в сети, но и на официальных ресурсах (форумах, teamspeak).

2. Для подключения к сети необходима регистрация. Для прохождения регистрации, участник должен быть в возрасте 13 лет или старше. Участник обязан указать свое РЕАЛЬНОЕ ИМЯ И ФАМИЛИЮ (без сокращений) на английском языке и действующий адрес электронной почты.
Внимание! Запрещается регистрация нескольких аккаунтов (дубль). Такие аккаунты постоянно отслеживаются и блокируются по IP-адресам и железу. Если вы забыли пароль либо утратили доступ к своей электронной почте – при знании английского следует обращаться в раздел Member Help на сайте VATSIM, при незнании – на почту members@vatrus.info.

3. Для подключения к сети используется только разрешенное ПО (см. раздел Программы для использования в сети). Запрещено использовать двойное подключение к сети!

4. Запрещено подключаться на ВПП и рулежных дорожках. Каждый участник по возможности должен использовать актуальный сценарий (см. раздел Планирование полета и актуальные ресурсы). Подключаться в воздухе (в полете) можно, но перед подключением нужно обязательно убедиться в отсутствии траффика поблизости, согласовать с диспетчером (если имеется контроль).

5. Запрещено использование паузы либо ускорения в неконтролируемом пространстве или без согласования с диспетчером.

6. Запрещено отходить от компьютера более чем на 30 минут. НО! Это правило применяется только в неконтролируемом пространстве. При нахождении в контролируемом пространстве, при неответе пилот может быть отключен немедленно, особенно если он создает конфликт.

7. Пилот всегда самостоятельно должен отслеживать присутствие диспетчеров по своему маршруту и своевременно докладывать при входе в их зону. Информация о присутствии диспетчеров может быть получена через информационные программы (см. раздел Программы для использования в сети) и/или непосредственно в пилотском клиенте. Хотя большая часть диспетчеров при входе в их зону присылает соответствующие сообщения, ответственность за своевременный выход на связь находится на пилоте.

8. Запрещается объявление бедствия в неконтролируемом пространстве. При объявлении бедствия в контролируемом пространстве, пилот обязан прекратить его симуляцию по первому требованию диспетчера или отключиться от сети. Запрещена симуляция актов незаконного вмешательства, в том числе угона воздушного судна.

9. Ответчик (транспондер) в пилотском клиенте должен быть всегда включен в режим С (NORM) за исключением руления для взлета и после посадки. В некоторых портах, включение ответчика требуется сразу после начала руления, об этом должно быть написано в разделе “специальные процедуры” в схемах порта.

10. При полете в неконтролируемом пространстве, пилоты обязаны прослушивать частоту UNICOM 122.8. При возможном конфликте, необходимо координироваться с другими пилотами текстом на этой частоте. Голосовые передачи на частоте UNICOM строго запрещены. Помимо этого, запрещено использование публичных каналов (частот), в т.ч. диспетчерских, для обсуждения вопросов, не связанных с воздушным движением.

11. Запрещена симуляция военных операций (воздушных боев). Для получения разрешений на такие операции, требуется вступить в специальную допущенную организацию (vSOA). Такой организацией в VATRUS является ВиртВВС (по состоянию на лето 2016 неактивна).

За соблюдением этих правил в сети следят специально подготовленные участники, супервизоры (Supervisors, SUP). При нарушении любого из правил, а также для проверки присутствия за компьютером, они пишут посредством приватных сообщений. Как правило, взаимодействие с супервизором происходит на английском языке. Настоятельно рекомендуется ответить супервизору как можно скорей, пусть даже и с использованием Google Переводчика. Супервизоры имеют право отключать участника от сети, применять блокировку (до двух суток) и направлять дело на рассмотрение Дивизионному менеджеру по рассмотрению конфликтов для продления блокировки (вплоть до бессрочной). В случае отключения супервизором от сети, не следует пытаться переподключиться к ней в течение 24 часов.
Как правило, незначительные нарушения наказываются блокировкой на сутки.
При нарушении правил, направленном на вас, или просто для получения помощи, супервизора можно вызывать в пилотском клиенте путем подачи команды .wallop (пишется в любом окне чата). Вместе с командой .wallop, можно указать позывной борта и подробности происшествия, например: .wallop AFL123 blocking active runway
(AFL123 блокирует рабочую ВПП). Рекомендуется также сохранить и переслать всю сопутствующую инциденту информацию (скриншоты, логи).
Супервизоры – такие же добровольцы, как и остальные участники, и не всегда бывают в сети. В таком случае, рекомендуется сохранить все доказательства и в дальнейшем, при подключении супервизора, вызвать его и передать всю информацию (процедура post factum).
В случае несогласия с решением супервизора, можно апеллировать к его руководителю, вице-президенту по разрешению конфликтов по адресу vpcrm@vatsim.net.

Организационная структура сети VATSIM определяется строгой иерархией. Самой базовой единицей является FIR (район полетной информации, РПИ). Это определенный участок воздушного пространства, размером от нескольких тысяч до сотен тысяч квадратных километров, управляемый в реальности из одного географического центра (например, Ростов, Москва, и т.д.). Как правило, границы FIR в сети совпадают с реальными, но в состав FIR могут включаться и подчиненные центры (ВРЦ – вспомогательный районный центр).
Один или несколько FIR могут объединятся в vACC (зональный центр, ЗЦ). Как правило, в vACC объединяются центры по национальному признаку (все из одной страны), либо по степени активности – к активному FIR присоединяются менее активные (например, ЗЦ Ростов).
vACC и FIRы объединяются в дивизионы. Наш УТЦ относится к русскоговорящему дивизиону VATRUS. В VATRUS входят территории стран СНГ. Контакты руководства VATRUS находятся здесь . Более подробно о действующей организационной структуре дивизиона можно узнать на сайте.
Дивизионы объединяются в регионы. На текущий момент, вся территория мира поделена на 6 регионов: Африка и Ближний Восток, Азия, Европа, Северная Америка, Океания, Южная Америка. VATRUS принадлежит к региону Европа. Помимо VATRUS, в него входят VATEUD (континентальная Европа) и VATUK (британские острова).
Руководство регионов занимается развитием и поддержкой подчиненных дивизионов, принимает участие в выработке общей стратегии сети. Руководители регионов являются участниками так называемого Executive Comitee – Исполнительного Комитета сети VATSIM, собирающегося не реже раза в квартал.
На самой верхушке управленческой иерархии VATSIM находятся Board of Governors (BoG) и Founders. Board of Governors – Совет Директоров – основной орган принятия решений сети VATSIM, включает в себя Председателя, и 11 вице-президентов, каждый из которых отвечает за какой-либо аспект деятельности сети, от функционирования серверов до подготовки пилотов.
Founders – основатели – люди, которые стояли у истоков сети VATSIM. Они же являются ее владельцами и обладают правом (редко используемым на практике) вмешиваться в любой аспект деятельности сети по их усмотрению.
Помимо строгой иерархической структуры, существуют и формальные, и неформальные объединения участников сети. Пилоты могут быть членами одной или несколько ВАК (Виртуальных АвиаКомпаний). ВАК предоставляют своим пилотам платформу для социального взаимодействия друг с другом, могут предоставлять реальные расписания, маршруты, навигационные расчеты, клиенты для отслеживания полетов, в том числе в режиме реального времени.